От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Искуснo жoнглирoвaть цитaтaми, aллюзиями и зaимствoвaниями, выстрaивaя из ниx цeльныe и сaмoдoстaтoчныe сюжeты, умeют нe тoлькo Тaрaнтинo и aвтoры трeтьeгo «Вeдьмaкa». Сoтрудники Capcom этoт трюк тoжe успeшнo oсвoили. Дoм мaньякoв-кaннибaлoв Бeйкeрoв нe прoстo пoд зaвязку нaбит oтсылкaми к клaссичeским фильмaм ужaсoв, oн сaм — интeрaктивный музeй истoрии xoррoрa. Нe вeритe? Прoгуляeмся пo тёмным кoридoрaм и пoсмoтрим нa выстaвoчныe экспoнaты oбитeли злa.

Прeдупрeждaeм: в тeкстe встрeчaются сюжeтныe спoйлeры к Resident Evil 7. Пoэтoму, eсли вы eщё нe прoшли игру, трижды пoдумaйтe, гoтoвы ли рaньшe врeмeни узнaть тaйны бeзумнoгo сeмeйствa.

 

«Вeдьмa из Блэр: Курсoвaя с тoгo свeтa»

Oтвeшивaть рeвeрaнсы кинeмaтoгрaфу Resident Evil 7 нaчинaeт ужe в прoлoгe: тeмнoвoлoсaя дeвушкa Мия, глядя в oбъeктив кaмeры, рaсскaзывaeт o пoeздкe и oбeщaeт скoрo вeрнуться. Нo прoпaдaeт бeз вeсти. Пoxoжaя сцeнa oткрывaeт и фильм «Вeдьмa из Блэр: Курсoвaя с тoгo свeтa», в кoтoрoм студeнткa-кинeмaтoгрaфисткa вмeстe с друзьями бeсслeднo исчeзaeт в лeсу.

«Вeдьмa» — нe пeрвый псeвдoдoкумeнтaльный ужaстик (oснoвoпoлoжникoм был «Aд кaннибaлoв»). Нo имeннo этa лeнтa 1999 гoдa пoпуляризирoвaлa жaнр found footage: тoлпa бaлбeсoв с видeoкaмeрoй oтпрaвляeтся в oпaснoe мeстo, чтoбы нa пoтexу зритeлям слaбoумнo и oтвaжнo пoмeрeть. В нoвoм xoррoрe Capcom прeмия Дaрвинa нaстигaeт трoицу блoгeрoв (пoдмигивaниe «Искaтeлям мoгил»), oxoтящиxся нa привидeний в стaрoм дoмe Бeйкeрoв. Бeсслaвнaя кoнчинa сaм-сeбe-рeжиссёрoв, зaпeчaтлённaя нa VHS-кaссeту, oбыгрывaeт финaльныe кaдры «Ведьмы из Блэр».

 

«Настоящий детектив»

Как говорил один харизматичный мизантроп, всё, что мы сделали или сделаем, будет повторяться снова и снова по кругу. Луизиана, машина на безлюдном шоссе. Смельчак в белой рубашке, шагающий в сердце тьмы. Алтарь в лесной чаще. Чудовище в человеческом обличье, живущее в ветхом, заваленном хламом доме. Когда-то это место называли Каркозой, а теперь оно стало обителью Бейкеров. Имена не важны, ведь всё повторяется. Снова и снова. По кругу.

Нельзя просто так сделать игру о деревенских маньяках из Луизианы и не процитировать первый сезон культового сериала HBO. И хотя дословных цитат в Resident Evil 7 немного (кадр с автомобилем героя, захламленная кухня), эстетика «Настоящего детектива» выпирает из всех щелей людоедского особняка.

 

«Ключ от всех дверей»

Чем вдохновлялись разработчики «Семёрки», придумывая ветхий дом на сваях, в котором полно атрибутики вуду? Наиболее вероятный ответ: мистическим триллером «Ключ от всех дверей» 2005 года. События фильма разворачиваются на окраине Нового Орлеана — в старинном особняке, окруженном топями и лесами. Шорохи, скрипы, амулеты вуду и липкая атмосфера кошмара — знакомо? Кульминационная сцена «Ключа от всех дверей» происходит в окрестностях дома: ночь, болото, ливень, молодая девушка прячется от злобной старухи с фонарём. Ну здравствуй, сестрица Маргариты Бейкер.

 

«Техасская резня бензопилой»

Признаваться в любви «Техасской резне» 1974 года начал ещё Синдзи Миками в Resident Evil 4, натравливая на Леона Кеннеди выродков с бензопилами. В последующих выпусках эта традиция сохранилась. К седьмой части восхищение нетленкой Тоба Хупера приобрело характер религиозного поклонения: японцы позаимствовали типажи персонажей, монтажные приёмы, сюжетные ходы и декорации. Скажем, обратите внимание на качели возле дома Бейкеров и на холл рядом с лестницей на второй этаж.  

Семейный ужин каннибалов — хрестоматийный эпизод «Техасской резни», который обыгрывали многие подражатели Тоба Хупера («Дом 1000 трупов», «Граница», «Адский мотель»). Не удержались от соблазна и сотрудники Capcom. Сравните, например, внешность парализованной Эвелины со стариканом из «Резни»: если бы у бабушки был молоток, она была бы дедушкой.

Дуэль Итана с Джеком на бензопилах разработчики подглядели во второй «Резни». Правда, в творении Тоба Хупера всё обставлено гораздо абсурднее: шериф с тремя бензопилами против семейки каннибалов.

 

«Изгоняющий дьявола»

Минуту назад Мия хотела расцеловать и обнять Итана, а сейчас, словно в неё бес вселился, бросается с ножом на дражайшего супруга. Не пора ли звонить экзорцисту? Дважды оскароносная лента Уильяма Фридкина обогатила в 1973-м палитру киноужасов темой одержимости. В Resident Evil 7 никто не засовывает распятия в интересные места и не поминает демона Пазузу незлым тихим словом. Однако инфернальное обаяние «Изгоняющего дьявола» ощущается во многих сценах с бесноватой Мией.

 

«Сияние»

Ричард Пирси, ведущий сценарист Resident Evil 7, обожает творчество Кубрика. Об этом понятно уже по твиттеру разработчика, в котором тот не перестает петь хвалебные оды «Сиянию». Любовь проявилась и в работе над седьмой частью сериала Capcom. «Все кончено, малыш», — рычит Джек Бейкер, преследуя Итана. «Иди сюда, свинка!», — продолжает издеваться злодей, круша стены лопатой. Как тут не вспомнить сцену погони с Джеком Торренсом из кубриковского «Сияния»?

Дело не только в узнаваемом безумии, набухающем в бездонных блюдцах зрачков антигероев, или в почти дословных репликах. Куда важнее сюжетная рифма: оба Джека изначально не были садистами или психопатами. Торренс попал под влияние паранормального зла, живущего в отеле «Оверлук». Бейкер пал жертвой биологического зла по имени Эвелина, опутавшего черной плесенью поместье. Два Джека, две трагических судьбы.

 

«Зловещие мертвецы»

Они агрессивны и сильны. Умеют отращивать отрубленные части тела и практически бессмертны. Подвержены мутациям и могут увеличиваться в размерах. Готовы без устали преследовать жертву, осыпая её скабрезностями и проклятиями. Да, всё это относится к дедайтам — кандарийским демонам из саги о «Зловещих мертвецах», с которыми Эш Уильямс сражается не покладая бензопилы с 1981-го. Но похожими способностями обладают и Бейкеры. Не удивляйтесь, пересечений с лентами Сэма Рэйми у творения Capcom столько, что его впору переименовывать в Resident Evil 7: Evil Dead.

Загибайте пальцы. Итан на бледно-желтой машине, как и персонаж Брюса Кэмпбелла, мчит в злополучную хижину в лесу. Он же, подобно Эшу Уильямсу из сиквела, убивает любимую женщину, но она возвращается с того света и пытается распополамить его бензопилой. Далее — узнаваемый эпизод с отрезанием руки. Даже схватка Итана с Маргаритой в теплице обыгрывает бой Эша с Генриеттой.

Мутировавший Джек Бейкер, которого усмиряет герой Resident Evil 7 в лодочном сарае, похож на финального демона из «Зловещих мертвецов 2»: ах, эти глаза напротив. Нашлось и применение обложке «Некрономикона»: ожила, расплылась чернильной медузой и напала на Итана. Финальная схватка со злом в «Семёрке» отзеркаливает эпизод с ожившим деревом из второго фильма Сэма Рэйми. Посредственности заимствуют, гении — воруют.

Не забыт и ремейк «Зловещих мертвецов» 2013 года, откуда японцы вычерпали всю кровь, грязь и натуралистичность для своего проекта. В замогильно-серьёзной ленте Федерико Альвареса зло вселяется в темноволосую девушку по имени… Мия. Совпадение? Не думаем.

 

«Пила: Игра на выживание»

Конструктор Джон Крамер давно мёртв, но дело его живет. Лукас Бейкер, подобно злодею из триллеров «Пила», похищает людей и предлагает «сыграть в одну игру». Игру на выживание. Запертая комната, механическая кукла, садистские головоломки — Лукас, как и Конструктор, умеет преподать урок эффективной мотивации и тайм-менеджмента. В триллере «Пила» 2004 года одна из жертв Конструктора сгорает заживо, не успев решить загадку со свечой. Итан, играя с огнем, оказывается не в пример удачливее.

 

«Полтергейст»

Девочка перед телевизором, подёрнутом рябью статических помех, — иконическая сцена из «Полтергейста» Тоба Хупера. Образ не менее узнаваемый, чем, скажем, кричащая в душе девушка из хичкоковского «Психо». Классика языка ужасов. В Resident Evil 7 перед экраном сидит юная Эвелина, когда мы впервые встречаем её на корабле.

 

«Звонок»

Раз уж зашла речь о зловещих девочках и шумящих телевизорах, вспомним о творчестве японского режиссера Хидео Накаты, подарившего миру один из главных символов хорроров нулевых. Наследие «Звонков» проявляется в Resident Evil 7 не только в эксплуатации образа девочки-вируса или в эпизодах с проигрыванием видеокассет. Но также и в те леденящие душу моменты, когда на Итана из темноты медленно, но неотвратимо надвигается нечто со спутанными черными волосами.

 

«Чужие»

В финале шедевра Джеймса Кэмерона Рипли выцарапывает Ньют из кокона Королевы Чужих. В Resident Evil 7 знаменитая сцена воспроизведена близко к оригиналу: Мия освобождает Итана из сгустка затвердевшей плесени. Надо ли говорить, что огнемет и коконы с насекомыми, которые откладывает Маргарита Бейкер в теплице, оказались в Resident Evil 7 неспроста?

О фильмах про ксеноморфов напоминает ещё и структура хоррора Capcom. Первая половина игры подражает «Чужому» Ридли Скотта (клаустрофобия, страх, прятки от неубиваемого монстра), вторая — отвешивает поклоны сиквелу Джеймса Кэмерона (отстрел тварей в тесных пространствах).

 

«Семь»

Что общего у мрачных ремейков «Рассвета мертвецов» и «Кошмара на улице Вязов» с комедиями «Один дома», «Последний герой боевика» и «Люди в черном»? Досрочный ответ команды знатоков: Кайл Купер. Вы, возможно, не слышали об этом дизайнере, но наверняка видели его вступительные титры к голливудским блокбастерам, телесериалам и видеоиграм (он приложил руку ко второй, третьей и пятой частям Metal Gear Solid). Помните вступительную заставку триллера «Семь»?

Сотрудники Capcom тоже помнят о великом фильме Дэвида Финчера и гениальном дизайне Кайла Купера: закрывающие титры Resident Evil 7 перемежаются газетными вырезками, архивным видео и дневниковыми записями. Джон Доу одобряет!


Автор текста: Владимир Салдан

Источник: 4pda.ru