Босс не узнает: играем, работаем и не палимся

Гeймeрскиe нoутбуки бeрут нe тoлькo для игр — этo фaкт. Высoкoпрoизвoдитeльнoe жeлeзo, oтличнoe oxлaждeниe и «зaтoчeннoсть» пoд рaбoту нa прeдeлe вoзмoжнoстeй чaстeнькo выручaeт в рaбoчиx прoцeссax, гдe oбычныe нoутбуки нe дeржaт удaр. Нeкoтoрыe рутинныe зaдaчи нe пoзвoляют зaнимaться ничeм oбщeствeннo-пoлeзным — нo у нaс мoщный игрoбук, a знaчит, мoжнo пo-быстрeнькoму зaрубить пaртeйку-другую. Зaoднo прoвeрим, кaк жeлeзo спрaвится с xaрдкoрнoй зaдaчeй и динaмичным рaзвлeчeниeм oднoврeмeннo.

Прoвoдить симуляцию рaзличныx услoвий и зaнимaться oптимизaциeй будeм нa ASUS ROG G752 — 17-дюймoвoм игрoвoм букe с oптимaльным нaбoрoм жeлeзa внутри. Intel Core i7-7700HQ (лучший прoц, чтo сeгoдня мoжнo встрeтить в лэптoпe) рaбoтaeт в пaрe с прeд-тoпoвoй видeoкaртoй NVIDIA GTX 1070 и 16 Гб высoкoскoрoстнoй oпeрaтивки DDR4. Систeмa нa быстрoм NVMe SSD, пoд игры и фaйлы — клaссичeский нoутбучный тeрaбaйтник нa 5400 oбoрoтoв. В oбщeм, нaчинкa дoстoйнaя.

В кaчeствe испытaний вoзьмём зaдaчи, кoтoрыe нe трeбуют нeпoсрeдствeннoгo учaстия пoльзoвaтeля, нo сeрьёзнo нaгружaют тoт или инoй aппaрaтный блoк — прoцeссoр, oпeрaтивку, жёсткий диск в рaзныx прoпoрцияx.

 

Зaдaчи для прoгрaммистoв

Сaмo пo сeбe прoгрaммирoвaниe нe трeбуeт oсoбыx рeсурсoв: сидишь сeбe, пишeшь кoд — тут и нeтбук спрaвится. A вoт сбoркa гoтoвoгo прoeктa и тeстирoвaниe нoвыx функций лeгкo пoтрeбляeт гигaбaйты oпeрaтивки и грузит сoврeмeнныe кoмпьютeры пo пoлнoй. Инoгдa прoизвoдитeльнoсть кoмпилятoрa упирaeтся нe в вычислитeльныe вoзмoжнoсти жeлeзa, a в oбъёмы дoступнoй пaмяти и скoрoсть рaбoты жёсткoгo дискa. Ничeм пoлeзным в прoцeссe кoмпиляции нe зaняться, рaзвe чтo… Зaпустить кaкую-нибудь прoстую игрушку, нe трeбoвaтeльную к рeсурсaм в рeaльнoм врeмeни и пoдoждaть, пoкa прoгрaммa дoдeлaeт свoё дeлo.

Hearthstone, Magic Duels или Faeria имeют срaвнитeльнo кoрoткую игрoвую сeссию (a тaкжe синглплеерный режим, в котором доступна пауза) и запустятся даже на самом скромном железе — с одновременной работой компилятора осложнений у нас не возникло. Кроме того, все карточные игры требуют думать наперёд, развивать логику, уметь неплохо считать и предугадывать возможные трудности — самое то, чтобы отвлечься от работы и размять мозги программиста.

Среднечасовая нагрузка Hearthstone одного ядра Core i7-7600HQ на 15-20%, а потребление оперативной памяти колеблется на уровне 350-450 мегабайт: игрушка простенькая, ресурсов не так много. Интернет и просмотр видео на YouTube занимают систему примерно в той же степени — особенно если у вас стоит Google Chrome с его непомерными аппетитами к оперативной памяти и множеством отдельных процессов для каждой вкладки.

 

Работа с фотографией

Современное железо отлично справляется со всеми возможными задачами в Photoshop, и огромный десктоп нужен разве что для гигантских панорам или кадров с супер-фотоаппаратов. У нас куда более распространённый сценарий: пакетная обработка снимков с одного мероприятия. Базовая цветокоррекция группы однотипных изображений в схожих условиях, сохранение в TIFF для последующей ретуши и параллельное создание маленьких JPEG-превью, чтобы заказчик мог быстро выбрать необходимое — самое то.

Прокачка 16 ГБ RAW-файлов с немного «зеленящей» картинку Canon 6D по 24 МП каждый — серьёзная нагрузка сразу на все подсистемы: процессор занимается декодированием, применением гамма-кривых к каналам, модификацией растровых изображений, видеокарта — быстрыми преобразованиями при ресайзе картинок, оперативка забита рабочими данными, с диска постоянно производится чтение и запись. Пользователю остаётся только ждать, смотреть видосы на YouTube, читать 4PDA или… запустить Overwatch? Вполне себе вариант. Но чтобы работа не страдала, а раунды не сливались из-за внезапных подтормаживаний, мы применили немного компьютерной магии.

 

Котлеты — отдельно, мухи — отдельно

На большинстве геймерских компьютеров нынче от 4 физических ядер (а случае с i7 — так ещё и 8 потоков). Есть, конечно, и уникумы, играющие на «пекарнях» с двухъядерными Pentium — бюджет, в конце концов, у всех разный, но вообще такие машинки нацелены на максимально быструю работу с одной задачей. Владельцы же кошерных многоядерных процессоров могут разнести задачи по отдельным вычислительным блокам: открываете «Диспетчер задач» (Shift+Ctrl+Esc), выбираете нужную программу, и переходите к её дополнительным свойствам.

А дальше магия правой кнопки мыши позволяет оставить фотошопу 2 ядра и 4 потока:

Помните, что для системы между реальными ядрами и их логическим представлением, которое даёт гиперпоточность — никакой разницы нет, поэтому если у вашего четырёхъядерника внезапно нарисовалось 8 ядер — выделять их надо попарно (0+1, 2+3, 4+5, 6+7). Из деления по принципу «чётные/нечётные» ничего хорошего не выйдет.

В случае с теми же фотографиями Photoshop тратит немало времени на открытие файла и его загрузку в оперативную память, а также на растровые операции и сохранение изменений. Но при этом ваш модный Core i7 большую часть времени будет простаивать, а не заниматься полезными вычислениями, поэтому можно смело разделить нагрузку: пару ядер отдать игре, а ещё пару —«фотошопу». Программы перестанут конкурировать за процессорное время, ядра будут загружены равномернее и всё пройдёт гладко.

 

Контроль аппетита

Ограничить потребление оперативной памяти достаточно сложно: почти весь рабочий софт перешёл с 32-битной архитектуры на х64, и умеет занимать практически всю доступную RAM.  У пакета Adobe в настройках можно выделить допустимые объёмы оперативки (CTRL+K, вкладка Performance): так как пакетная обработка занимается одним файлом за раз, 4 ГБ будет с головой, а Overwatch много и не надо.

 

Учёт узких мест в системе

Если у вас один объёмный жёсткий диск, любые параллельные задачи станут настоящей пыткой для железа. К счастью, у ASUS ROG G752 есть встроенный NVMe-SSD: с его запредельными скоростями на чтение и запись можно просто забыть о лагах в софте и играх, а рабочие файлы разместить на медленном классическом накопителе. К сожалению, дать советы кроме «выбирайте SSD и разделяйте нагрузки» не выйдет: обычные HDD вряд ли ждёт рывок в производительности, а «старые» SSD на базе SATA-интерфейса уже вплотную подобрались к пределам его пропускной способности. По-настоящему свободными ото всех этих проблем с доступом к данным можно считать только SSD-накопители с NVMe-интерфейсом, которые ставят в самые современные ПК и ноутбуки.

Правда, стоимость таких девайсов, способных вместить среднестатистическую библиотеку Steam’а или Origin’а, увы, расстраивает даже самых обеспеченых пользователей. Так что владельцам классических HDD и ноутбуков просто следует держать в голове ещё один ограничивающий фактор, и либо играть в что-то некритичное к лагам, либо усмирять вспышки гнева, когда «затык» по вине медленного диска будет стоить вам дуэли или игровой партии.

 

Результаты тестирования

Вернёмся к нашему сценарию: фоновый ресайз и сохранение картинок в двух вариантах при одновременно запущенном Overwatch. Так как объём доступной оперативки для Photoshop’а мы ограничили на 4 ГБ, а по процессору выставили только 2 ядра и 4 потока, выделив сетевому шутеру вторую половину CPU, задачи не сражались за обладание ресурсами системы. FPS, конечно, был несколько ниже из-за недогруза видеокарты командами на отрисовку. Но так ли уж важно, 100 кадров в секунду у вас или 120 на максимальных настройках, если вы не катаете в рейтинговые игрушки, а зашли развлечься, пока комп занят «полезным делом»? Матч успешно проигран, вас костерят в командном чате… а все фотографии уже разложены по папкам в нужном формате.

Запуск той же задачи в Photoshop’е с указанными выше ограничениями и без них приводит к разнице во времени исполнения на уровне 5% — показатели на уровне погрешности, то есть рабочая задача вообще никак не пострадала в скорости исполнения, и только игрушке косвенно не хватало ресурсов CPU — он недогружал работой GPU, который отрисовывал не 120+ кадров в секунду, а всего лишь 100.   

 

Берегите файлы

Ноутбучные «харды», конечно, конструируются с расчётом повышенных вибрационных нагрузок, но никто не застрахован от внезапной кончины коробочки с магнитными блинами: а ведь данные на ней могут стоить куда дороже самой железяки. Обидно будет потерять почти завершённый рабочий проект, смонтированный видеоклип или огромный архив фотографий, а посему бэкап — наш выбор. Отправлять на хранение несжатые данные простым копированием можно, если они будут нужны совсем скоро, а во всех остальных случаях лучше довериться специальному софту: он не будет множить лишние сущности, сожмёт то, что сжимается, проверит состояние старых файлов и вообще возьмёт всю рутину на себя. Построение первого бэкапа с 500 ГБ данных занимает много времени — проще всего бросить машинку на ночь. Но такая возможность есть не всегда, так что попробуем скоротать ожидание за игрой в GTA V.

Оставляем одно ядро «бэкапилке», чтобы не лезла в игровой процесс, назначаем ей рабочие задачи: папки с фото, музыкой, кучей файлов различных типов, указываем сетевой NAS как хранилище данных и… драгоценные байты потекли по сети, загружая Wi-Fi адаптер, жёсткий диск и CPU. А мы тем наблюдаем, как служащие полиции Лос-Сантоса занимаются непотребствами в рабочее время и представляют угрозу для окружающих и самих себя.

Ну и помогаем им, по возможности. GTA V — один из шедевров игровой оптимизации, и влияние резервного копирования в фоне заметно лишь в полёте на «Лазере» (самом быстром самолёте) над Вайнвудом. Игра большая, стоит на том же HDD, который читает бэкапилка, и диск попросту не всегда успевает отдавать игре нужные данные при переходе из пустынного региона к насыщенному жизнью мегаполису.

 

Дури до дури

Нынешнее железо более чем способно справиться с несколькими играми одновременно. В конце концов, посмотрите на консоли: там и процессор никудышный, и видео из прошлого, а всё идёт без проблем. Современный же ноутбук, ощетинившись своими ядрами, мегагерцами и низкоуровневыми API ни в чём не уступает железкам, чья основная задача — игры запускать. Более того, он может справиться с двумя, тремя, да хоть с четырьмя одновременно. Вопрос только один: «Зачем?».

Скажем, запустить третьего «Ведьмака» на максимальных настройках, а между квестами приторговывать на аукционе в WoW? Легче лёгкого. Core i7-7700 QM обеспечит вдоволь вычислительных ресурсов, а GTX 1070 с её 8 ГБ на борту даже выгружать ресурсы не станет.

Кроме того, у вас 16 ГБ высокоскоростной оперативной памяти и NVMe-накопитель, который умеет практически моментально засасывать всё лишнее в swap-файл и возвращать данные по первому зову операционки.

3-4 гигабайта оперативной памяти, которые потребляют топовые игры в разрешении FullHD, улетят на диск за полторы-две секунды, а восстановятся за одну. Утонуть в гоночном экстазе фестиваля скорости, высокополигональной графики и потрясающих погодных эффектов в Forza 3, а в перерывах между сетевыми заездами перекинуться с друзьями картишками в бета-версии Гвинта? Самое то.

В конце концов, можно просто забыть, что автосимулятор у вас запущен и свёрнут, и после очередной победы пойти наводить порядке на Марсе и в Аду — ну, DOOM так DOOM, железо вам и слова не скажет. Вот коллекция ваших магических карт, вот дробовик, спорткар, и команда разнообразных специалистов, ведущих непримиримую борьбу с противниками. Всё запускается, работает одновременно и не создаёт проблем друг другу: спасибо современным технологиям. Разве что переключаться Windows будет не так шустро, как между вкладками браузера.

 

Логика и здравый смысл

Помните, что разработчики и так бьются за обладание ресурсами вашего компьютера, стараясь получить максимум возможного. Их задача — сделать так, чтобы всё работало плавно и не подводило в тяжёлую минуту. А вот заниматься настройкой совместимости своего детища с другими ресурсоёмкими программами и уж тем более — с произведениями конкурентов — совершенно недосуг. Мощности ASUS ROG G752 с головой хватает даже для самых требовательных игр, запущенных параллельно, и система, установленная на скоростной SSD не испытывает ресурсного голода. А как вы справляетесь с потребностями в многозадачности, и выдерживает ли ваше железо такие испытания? .

 

Автор текста: Иван Крылов

Источник: 4pda.ru